Христианская община Единого Бога

 

 

 

 

Иисус Христос не Бог

 

 

 

 

 

Виктор Павел  Вервиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие      Иисус Христос НЕ Бог                                                         

Глава 1                История происхождения Бога три-в-одном                     

Глава 2                Кто есть Иисус Христос?                                                         

Глава 3                Человек - Человеческий Искупитель                                     

Глава 4                Кто есть Слово?                                                                           

Заключение                                                                                                               

Приложение А   Святой Дух                                                                                  

Приложение В   Обычные ошибки в понимании                                              

Приложение C   Места Священного Писания, относящиеся  к  Богу

                    и Его Сыну                                                                                  

Приложение D   Места Священного Писания, относящиеся к зачатию

                    и рождению Христа                                                                  

Приложение Е   Индекс использованных мест Священного Писания         

Сноски                                                                                                


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Иисус Христос НЕ Бог»

 

 

                       Никакое другое заявление не вызывает у большинства Христиан такую «бурю протеста» как то, что Иисус Христос НЕ Бог. Я это понимаю. Я сам был воспитан в христианской деноминации, где учили о Божестве, как о «троице», т.е. «Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух». Я принял эту доктрину потому что я уважал искренность моих учителей, хотя значение этой доктрины хронически досаждало мой разум. Я живо вспоминаю, как просил моего преподобного пастора, когда мне было всего только 16 лет, чтобы он объяснил мне «троицу». С тех пор я всегда искал понимания этой доктрины, которая принята в Христианстве за краеугольный камень и является им все пятнадцать последних столетий.

                   Я имел доступ к прочтению главных работ в систематическом богословии, как давно минувших, так и текущих публикаций. Многие годы я был предельно скрупулезен в оценке того, что мог находить для чтения и учить непосредственно с учеными-библеистами. Я просил богословов безупречнейшей репутации обсуждать со мной «троицу». Но ничто не заложило в меня столько смысла, как высказывание пастора моего детства, доктора Л.Х. Кунста, сделанное им 42 года назад: «Никто не может объяснить «троицу». Мы просто принимаем это на веру».

                   Я знаю такое высказывание в священном Писании, где говорится, что Бог не открыл нам все Его секреты.

                   Второзаконие 29:29:

                   Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.

                   Но я также знаю, что Бог открыл нам все, относящееся к жизни и благочестию.

                   2 Петра 1:3:

                   Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,...

                   За время изучения Божьего Слова, в течение последних нескольких десятилетий, я всегда хранил «троицу» в уме, надеясь найти ключ к пониманию этой доктрины, уповая на то, что это не является одним из Божьих секретов.

                   Но хотя в течение многих лет я все больше и больше заботливо исследовал Божье Слово ради познания истины, все меньше и меньше я находил доказательств для «троицы». И хотя я всегда соглашался с идеей Бога «три-в-одном», я непрерывно находил доказательства в Слове Бога, которые подрывали Христианскую «троицу».

                   Если бы 42 года, или 30, или, может быть, ровно 20 лет назад кто-нибудь начал постулировать мне, что Иисус Христос был не Бог, я так же сдал бы назад. Но для меня это явилось последовательным изучением и, следовательно, процессом переучивания; так я прогрессивно приобрел знание Бога и его Сына.

                   Я не начинал исследование этой темы с отрицательного настроя. Это никогда не было частью моей мотивации к опровержению «троицы». Если бы Библия учила, что там есть Христианская «троица», я бы с удовольствием принял бы это. Очевидно, когда личность исследует непредвзято, она не решает заранее, что будет искать. Исследование не может начинаться с ответов, мы смотрим, чтобы найти ответы. Я не выбираю по своей воле искать то, что нахожу. Поэтому, мое заключение не является позицией иконокласта, пытающегося привлечь к себе всеобщее внимание или вызвать эмоциональный всплеск, вызвать дискуссию. Я описал годы моих исследований не ради аргументации; никогда я не занимался апологетикой. Я просто хочу изложить мое исследование как работник для Бога, представляя себе, что если исследование есть правильноразделенное  Слово Бога, многие, кто верит, будут благословлены. Если мое исследование есть неправильноразделенное Божье Слово, тогда я стою впереди Бога, как недоказательный работник. В том и другом случае я принимаю полную ответственность. Я перепроверяю Божье Слово сотни раз, и таким образом, я убежден сполна и у меня не остается ни тени сомнения, что Иисус Христос не Бог, но Сын Бога. Если бы я не был полностью убежден, я бы не думал изложить этот тезис на бумаге.

                   Я представляю, что отвечаю огромному числу читателей этой работы. То, для чего мне потребовалось несколько десятилетий поиска в Божьем Слове, я представляю вам для моментального прочтения. Над чем я имел время думать и делать от начала до конца по образцу Божьего Слова, вы наблюдаете в быстрой прогрессии. Чему я переучивался от моего религиозного воспитания и культуры, вы встречаете совершенно обнаженным. Другими словами, мне потребовалось время, чтобы учиться и менять мои концепции. Вам также потребуется больше времени, чем просто одно прочтение, для исследования содержащихся в этом томе утверждений. И наконец, исследование не должно означать просто курсовое прочтение; это означает изучение, просмотр и бесстрастное отдельное обсуждение. Такой абсолютно важный предмет, как Бог и Его Сын, Иисус Христос, определенно заслуживает вашего и моего честнейшего и лучшего обдумывания.

                   Перед тем, как мы отправимся дальше, мы должны определить наши термины. Недоразумение может возникнуть по причине того, что употребляя тот же самый язык или слова, мы, в то же самое время, не подразумеваем один и тот же предмет. Прежде всего, позвольте мне дать ортодоксальное определение Христианской троицы. Доктрина троицы утверждает, что Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог, и вместе они, нераздельно, образуют одного Бога. Троица со-вечна, безначальна и бесконечна, и со-равна.1

                   Вот такое определение троицы, и я не верю, что этому учит Библия. Всем своим сердцем я верю в то, что Библия учит, что (1) Бог есть Отец нашего Господа Иисуса Христа, что (2) Иисус Христос есть Сын Бога и что (3) Бог есть Святой и Бог есть Дух.

             Термин «Сын Бога» содержится в Библии по крайней мере 50 раз, но там ни в одном месте нет «Бог Сын». Высказывание, что «Сын Бога» значит или равнозначно «Бог Сын» полностью отрицает правило языка, оставляя его полностью бесполезным как средство коммуникации.

                   Другими словами, я говорю, что Иисус Христос не Бог, но Сын Бога. Они не «со-вечны, безначальны и бесконечны, и со-равны». Иисус Христос не был буквально с Богом вначале; так же он не имеет все качества Бога. Исследование в этой книге будет показывать, почему я так верю.

                   Может быть, многие христиане никогда не задавались вопросом или не вдавались в глубокомысленное обсуждение доктрины троицы. Идея так хорошо укоренилась среди действующих церквей и библейски верующих христиан, что мы редко обсуждаем выводы Бога три-в-одном. Какая разница: Иисус Христос есть Бог или Сын Бога? Разница и важность этой разницы есть базовая причина для написания этой книги. Если Иисус Христос есть Бог и не Сын Бога, мы еще не спасены. Разница в том, что важно и что подлежит критике.

                   Как подготовительное мероприятие к исследованию позволим себе сделать замечание, что Библия говорит нам о двух типах доктрин: создаваемая человеком доктрина - то, что человеческий разум измыслил или заключил, и богодухновенная доктрина - которую святые люди изрекли и записали, как это было открыто им Богом.2 Теперь, как мы можем знать, то, во что мы верим - Божья истина или человеческая точка зрения? Испытаем это Божьим Словом. Библия, являясь этой первоначальной формой Божьего Слова, открытого человеку, говорит истину, ибо Бог есть Истина. Становясь на Божью доктрину, мы разделяем Божье Слово.

            

             2 Тимофею 2:15:

                   Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим (King James Version: «...rightly diving the word of truth» - «...правильно разделяющим слово истины» - прим. пер.) слово истины.

                   Изучая Божье Слово мы познаем Его волю. По мере того, как мы правильно разделяем Слово Истины, мы имеем истинную доктрину, т. е. правильное верование и знание. Когда мы неправильно разделяем Слово Истины, мы имеем фальшивую доктрину, доктрину, созданную человеком.

                   Так как существует множество разных верований в Христианстве, которые учат сегодня разным вещам, очевидно, не всякая доктрина происходит от правильноразделенного Слова. Следовательно, это ответственность каждого верующего христианина - смотреть, проверяя, какие из этих вариаций доктрин произошли от правильного, а какие от неправильного разделения Божьего Слова.

                   Эта книга есть сумма моих личных поисков к проверке доктрины троицы: является ли это учение доктриной, созданной человеком, или оно является богодухновенной доктриной. Первая глава этого исследования - исторический анализ развития троицы. Эта доктрина запитана не-христианскими религиями и получила аккредитацию при содействии церковников, по политическим соображениям.

                   Вторая глава начинает библейский поиск. Кто есть Иисус Христос? Он Бог или он есть Сын Бога?

                   Кульминацией исследования является третья глава, «Человек - Человеческий Искупитель». Наше настоящее искупление, решающий пункт, на котором все Христианство покоится, зависит от существования Иисуса Христа как человека, а не Бога. Наш пасхальный агнец, которым явился Иисус Христос, был подвергнут пыткам, умер и похоронен, будучи овцой от стада. Бог едва ли назвался бы одним из наших собратьев, однако Его Сын мог.

                   Одним из самых прекрасных и все же алогично интерпретированных мест Священного Писания является первая глава Евангелия Иоанна. Заключительная глава в этой книге, озаглавленная «Кто есть Слово» и  относящаяся к Иоанна 1:1, является сложным исследованием первых 18 стихов этого великого откровения.

                   В конце книги помещено краткое заключение и пять приложений для аккуратного изучения некоторых аспектов имеющих отношение к Богу, Иисусу Христу и Святому Духу.

                   Перед тем как закончить, позвольте мне открыть свою душу. Говорить, что Иисус Христос  не Бог, в моих мыслях, и это не принижает важность и значение Иисуса Христа, ни в коем случае. Это просто возвышает Бога, Отца нашего Господа Иисуса Христа, к Его уникальной, превознесенной и несравненной позиции. Он один есть Бог.

                   Я верю тому, чему Библия учит: Иисус Христос есть сын человеческий, потому что он был человеком от  матери; и он является Сыном Бога, потому что его зачатие сотворено Богом. Не путем естественного круговорота жизни, но на основе происхождения от одного Бога, и, кроме того, его личного выбора жить чистой жизнью. Иисус Христос имел незапятнанное человеческое существование. Таким образом, говорить, что я не возвышаю и не уважаю позицию Господа Иисуса Христа просто потому, что я не верю доказательствам, определяющим Иисуса Христа как Бога, значит высказывать глупость, ибо в глубине моего существа я люблю его всем моим сердцем, душой, разумом и крепостью.

                   Он, тот кто, извлек меня из тьмы.

                   Он, тот кто, обеспечил  мне доступ к Богу; и теперь он является моим посредником.

                   Он,  тот кто, спас меня, когда я был мертв в преступлениях и грехе.

                   Он, тот кто, дал мне рождение свыше для Божьей вечной жизни, которая есть Христос во мне, надежда славы.

                   Он,  тот кто,  дал мне искупление грехов и продолжает дарить прощение грехов.

                   Он,  тот кто,  наполнил меня полнотою Бога через присутствием во Христе - всей полнотою Божьего дара святого духа.

                   Он,  тот кто, соделал во мне мою мудрость, праведность, святость и спасение.

                   Он,  тот кто,  призвал меня и посадил меня на небесах.

                   Он,  тот кто, дал мне свою радость, мир и любовь.

                   Он,  тот кто, назначил меня представителем Божьего  Слова;  могу ли я  оставаться верным  в этом призвании?

                   Он,  тот кто является  всё во всём для меня.

                   Он,  тот кто является  единородный Сыном Бога.

                    

Могу ли я, как сын Бога, жить и умереть для славы Бога, кого люди могут знать только из Божьего написанного Слова, Библии, и из явленного Слова, Божьего Сына, Иисуса Христа?

                   Несмотря на все мои человеческие немощи и недостатки, я прилагаю усилия любить Иисуса Христа всем моим существом. Я люблю моего брата и Единого Бога, моего небесного Отца. Может ли Его благодать и сострадание продолжать быть для вас такими же прекрасными и значимыми, какими они являются для меня. Может ли Бог быть прославлен и возвеличен через наше устное  свидетельство, когда мы любим Его за то, что он отдал за нас  Своего Сына, чтобы мы могли иметь жизнь и жизнь с избытком?  Да, и ещё раз да! Жизнь, которую мы приняли от Него - вечная и, поэтому—преизбыточная.


ГЛАВА 1

 

«История происхождения Бога три-в-одном»

 

                       Задолго до нахождения Христианством идеи триединого Бога или Бога-в-трех лицах, это было обычное верование в античных религиях. Хотя многие из этих религий имели множество второстепенных божеств, они особо признавали существование одного верховного Бога, содержащегося в трех персонах или сущностях. Вавилоняне употребляли равносторонний треугольник для изображения этого Бога три-в-одном, что теперь является символом современных почитателей троицы.

                   Индуистская троица (тримурти - прим. пер.) была создана из богов Брахмы, Вишну и Шивы. Греческая триада была составлена из Зевса, Афины и Аполлона. Эти три были названы язычниками «три в одном». Один из крупнейших языческих храмов, построенных римлянами, был сооружен в Баальбеке (расположен в настоящее время в Ливане, у подножия хребта Антиливан) в честь их троицы - Юпитера, Меркурия и Венеры. В Вавилоне планета Венера была почитаема как особая и ей поклонялись как троице, состоящей из Венеры, луны и солнца. Эта триада сделана Вавилонянами святой троицей в четырнадцатом веке до Христа.

                   Не только не-христианские религии верили в триединого бога, но и античные культуры также соглашались с этой идеей - такие культуры как Вавилонская, Египетская, Финикийская, Греческая, Индийская, Китайская, Японская, Исландская, Сибирская и другие. То, что триединая концепция Бога являлась не только частью религий, но равно пропитала культуры главных античных цивилизаций, показывает, как глубоко было укоренено в мышлении людей это представление.

                   Хотя другие религии, за тысячи лет до Христа, приносили поклонение триединому богу, троица не являлась частью Христианской догмы и формально не задокументирована в первых трех веках после Христа. Определенно, в течение этого времени, вожди Церкви говорили об Отце, Сыне и Духе Святом, но они никогда не определяли их как со-равных или единосущных или три в одном. Фактически это был противоположный случай. Они определяли Отца как верховного, истинного и единственного Бога, как безначального, невидимого, нерожденного, и также как неизменного; и Сына как низшего по чину, и, как реальную персону, имеющую начало, видимую, рожденную и изменчивую.2 То, что не существовало формальной, учрежденной доктрины троицы до четвертого века, есть полностью задокументированный исторический факт. История Церкви первых трех веков относительно троицы наиболее хорошо может быть суммирована заключительным параграфом книги «Церковь Первых Трех Столетий», написанной Аланом Ламсоном.

                   ...Современная доктрина Троицы не находится ни в каких документах или реликтах относящихся к истории Церкви первых трех столетий. В свете того, что ни в одном из сохранившихся свидетельств истории (письма, искусство, обычаи, теология, богослужение, символ веры, гимны, песнопения, доксология, предписания, праздничные церемонии, и праздничные обряды), дошедших от ранних времен, до сих пор так и не найдены признаки этой доктрины, она выглядит абсолютно пустой. Все они свидетельствуют до сих пор так, как они свидетельствуют вообще, о верховенстве Отца, единственного истинного Бога, и низшем по чину в положении пришедшего во плоти Сына. Нигде среди этих останков нет со-равной Троицы. Распятие есть там, Христос есть там, как Добрый Пастырь, держащий в руке  корону Отца, или венок победителя на его голове; но нет нераздельных Три, - со-равных, бесконечных, самодостаточных, и вечных. Это была концепция, которая не пришла в те годы. Это имело более позднее происхождение.3

                   Даже такой консервативный источник, как New Catholic Encyclopedia сообщает, что тринитарианство стало частью Христианской доктрины в четвертом, не первом веке.

                   Это очень непросто, во второй половине 20-го века, дать ясный, объективный и честный отчет откровения, доктринального развития, и теологической разработки таинства Троицы...

                   Существует ... признание со стороны историков догмы и систематических богословов, что когда кто-либо говорит о безоговорочном тринитарианстве, он движется от периода последней четверти 4-го столетия. Это всего лишь означает то, что можно определенно назвать тринитарианскую догму «один Бог в трех Персонах» ассимилированной в Христианскую жизнь и мышление.

                   ...Догматическая формула «один Бог в трех Персонах»...явилась продуктом  доктринального развития первых трех столетий.4

                   Существуют, тем не менее, доказательства того, что тринитарианская концепция была введена новообращенными христианами из язычников возможно как в начале, так частью и в конце первого столетия. Постепенное  объединение языческой идеологии с Христианской доктриной и практикой проистекает из взаимодействия четырех исторических компонентов:

                      1. Первые апостолы, кто был силен в их знании и применении Слова Бога, умерли. Их непоколебимость в богодухновенной доктрине существовала не дольше их живых последователей.

                   2. Ожидание «скорого» возвращения Христа спадало в умах многих Христиан, так как время этого возвращения затягивалось.

                   3. Многие язычники, обращенные в христианство, все еще придерживались некоторых из их предыдущих верований и практик. Таким образом чистая Христианская доктрина первого века скоро была искажена.

                   4. Обязательным к вышеназванных трем элементам является тот, что многие люди начали ожидать нового возрождения или новой расстановки в старой иерархии.5

                   Даже , в то время, когда Павел был еще жив и продолжал нести своё служение, чистота Евангелия, которое он проповедовал загрязнялась теми, кто хотел модифицировать Божье Слово в соответствие со своим пристрастием. Заметим, что отпадение в Христианской Церкви началось немногим позже середины первого столетия, под конец Павлова служения.

                   2 Тимофею 1:15:

                   Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

             2 Тимофею 4:10:

                   Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.

                   Уже в последней половине первого столетия две большие секты, отличные от приверженцев откровения даваемого ранними апостолами, делали рейды в Христианство. Во-первых там были эбиониты. Они являлись иудействующими христианами, надоедавшими Павлу своими попытками сохранить верующих

Надпись: